Третий плацдарм «Балтики»

21 января пивоваренная компания «Балтика» открыла свое третье региональное производство — на этот раз в Самаре. Но если в Ростове-на-Дону и Туле земляки-пивовары поднимали на новый уровень действующие заводы, то в окрестностях столицы Поволжья они построили его с нуля. За 14 месяцев, вложив 55 миллионов долларов, «Балтика» ввела в строй «самый современный пивоваренный завод в Европе» (так написано в пресс-релизе). Не знаю насчет самого современного — в Европе бывал, правда, вдалеке от владений Carlsberg, Heineken и других известных хмельных фирм, но скажу: самарский «заводик» крупнейшей пивоваренной компании России покомпактнее (всего 13 гектаров) и поизящнее производственного комплекса «Балтики» на питерском Парнасе.

Мираж в степи

Президент «Балтики» Таймураз Боллоев, как всегда, сумел орга-низовать праздник: на борту чар-терного «ТУ-134» кроме деловых партнеров корпорации находи-лись журналисты и эстрадная группа поддержки (Сергей Рого-жин, Игорь Корнелюк и др.)- Я с удовольствием принял приглаше-ние пивоваров — и в первую оче-редь потому (да простят меня хо-зяева), что хотел впервые уви-деть Самару и ее «самых краси-вых в России», по мнению тамош-него губернатора Константина Ти-това, девушек.

Не получилось — после 40 ми-нут езды по степям Поволжья ав-тобус въехал не в городскую чер-ту, а в сине-белые угодья завода «Балтика — Самара», возникшие миражом в пустынном пейзаже в 20 километрах от региональной столицы. Здесь все дышало изве-стным брэндом: огромный дири-жабль, таких же размеров пив-ная банка, надутая гелием, про-изводственные корпуса с тониро-ванными стеклами. Вызвала вос-хищение галерея между этими корпусами — все построено по стандартам XXI века и с некото-рым вызовом. Первое впечатле-ние: «Балтика» показывает регио-ну, кто в пивоваренной России хо-зяин.

Тяжело иметь дело с дилетантами

Пресс-конференция началась с получасовым опозданием — господин Боллоев лично пока-зывал губернатору Самарской области новый завод мощнос-тью 150 миллионов литров пива в год, напичканный оборудова-нием только мировых лидеров. Константин Титов не скрывал своего восхищения: «Очень рад, что «Балтика» остановила свой выбор именно на Самаре, хотя у Таймураза Казбековича был де-сяток вариантов». И сразу пере-шел к собственному пиару: «Есть еще в России территории, где настоящему бизнесу выда-ются настоящие гарантии».

Петербургский бизнесмен не остался в долгу: «Тяжело иметь дело с дилетантами, особенно во властных структурах. В 1999 году один депутат Госдумы, не буду его называть, назвал нашу отрасль «пивняками». Губерна-тор Титов сразу поправил — «пи-вовары», и это стало первым шагом к сотрудничеству».

Таймураз Боллоев напомнил о коварстве белорусского прези-дента Александра Лукашенко: «Мы вложили в минский завод 10 миллионов долларов, напо-ловину сделали дело, и тут мне

выставляют кабальные условия. Хорошо, что разозлился прези-дент России и пообещал разре-шить проблему. Но разве это нормально, когда бизнес прихо-дится защищать вмешатель-ством Владимира Владимирови-ча?»

Акцизная боль

«С 1 января 2003 года акциз на пиво повысили на 25 процентов без объяснения при-чин, — мрачно продолжал пре-зидент «Балтики».- Понимаю, что казне нужны деньги, но официальная инфляция соста-вила 14, а не 25 процентов. Рынок потребления пива в 2003 году может рухнуть. Да, в прошлом году «Балтика» суме-ла дать 17-процентный рост и 3 наших завода сумели произ-вести и продать 160 миллионов декалит-ров (1 миллиард 600 милли-онов литров (!). — Ред.) пива. Но уже в IV квартале начались проблемы. Если российские за-конодатели не одумаются, в 2003 году отрасль ждут серь-езные проблемы, а бюджет — огромные суммы недополучен-ных налогов. Наша компания уже сворачивает инвестицион-ные проекты: в 2002 году «Балтика» вложила в развитие 200 миллионов долларов, в этом году ограничимся 150 миллионами. Под акцизным прессом новые заводы в Рос-сии мы строить не будем».

Константин Титов поддержал Боллоева: «Не согласен с глав-ным санитарным врачом Рос-сии Онищенко, который ведет борьбу с пивоварами. Считал и считаю пиво не крепким, а слабоалкогольным напитком, который уводит от потребления водки. Кроме того, пиво — еще и партийный напиток (на-мек на Ленина в эмиграции, смех в зале. — Ред.). И в Госу-дарственной думе, и при обще-нии с Путиным буду защищать интересы производителей это-го прекрасного, живого напит-ка».

Самара, везде «Самара»

Поволжский завод будет вы-пускать пока два сорта пива — «Самара легкое» и «Самара

классическое». Эти названия появились не просто так: в те-чение 6 месяцев волжане уча-ствовали в конкурсе на лучшее название напитка. Несмотря на то что были и оригинальные предложения — «СамБа» (Са-мара — «Балтика»), например, — победил консерватизм, В Самаре самые известные мар-ки носят имя города — от мо-дельного ряда «Жигулей» до пива. Прямо как в Ростове: там и комбайн — «Дон», и то же пиво — «Дон». Кстати, рос-товский завод находится под управлением «Балтики», и имиджмейкеры компании ре-шили — чего оригинальничать в самарском филиале? Первые трое поволжцев, проголосо-вавшие за «Самару», получили призовые — годовой запас (180 литров) популярного в на-роде напитка.

Константин Титов на презен-тации завода помечтал: «Хочу, чтобы пиво «Самара» вместе с «Балтикой» завоевало мир, неся известность нашему реги-ону». Дал бы бог, но пиво «Дон» (волею судеб в январе побы-вал и в Ростове-на-Дону), мне понравилось больше. Самарс-кое, на мой вкус, слишком сте-рильно, не хватает резкости и горечи. Но это дело вкуса, и, если что, «Балтика» расширит ассортимент.