«Балтика» демонстрирует рост

В 2002 году произошли существенные изменения в структуре портфеля продукции Компании, вызванные изменениями в потребительских предпочтениях. Бурное развитие сегмента баночного пива обусловило рост доли баночного пива в объемах Компании с 8% до 18%. Доля пива в 1,5-литровых пластиковых бутылках увеличилась с 29% до 31% в общих объемах продаж Компании.

Повышенные импортные пошлины на алюминиевую банку, введенные Правительством РФ с начала 2002 года, привели к падению валовой прибыльности примерно на 1,5%. Изменение структуры продаж в пользу менее прибыльной, но более дорогой продукции (баночное пиво), рост курса евро по отношению к доллару США и существенное (на 16 млн. долл. США) изменение амортизационных отчислений в результате реализации масштабных инвестиционных программ в 2001-2002 годах стали основными причинами увеличения себестоимости произведенной продукции и снижения валовой прибыльности на 1,3% — с 51,3% до 50%.

Компания уделяла и уделяет приоритетное внимание контролю оптимального уровня издержек и реализует проекты, направленные на экономию затрат. Усилия руководства привели к тому, что снижение удельных производственных затрат оказало положительное влияние на прибыльность, добавив более 1%. Ежегодно и постоянно снижается энергопотребление заводов Компании для производства 1 единицы продукции, что приобретает особую актуальность в условиях роста тарифов на энергию. Проект собственного производства преформ для пластиковых бутылок принес в 2002 году почти 2 млн. долл. США экономии. Такую же величину обеспечила эксплуатация собственного парка железнодорожных вагонов.
Продажи на 1 занятого в натуральном исчислении увеличились на 2%, в денежном выражении — на 18%. Рост эффективности использования трудовых ресурсов, тем не менее, сопровождался ростом затрат на персонал, который привел в 2002 году к падению прибыльности на 2%. Существенный рост затрат на персонал связан в первую очередь со строительством заводов в Самаре и Хабаровске, реализацией ряда других крупных инвестиционных проектов и расширением сети сбытовых подразделений на 7 единиц. Вместе с тем, Компания стремится поддерживать достойный уровень оплаты труда, который возрос за 2002 год на 30-40% в рублевом эквиваленте, что позволяет привлекать на работу квалифицированных специалистов.

Существенное — на 24% — увеличение тарифов на доставку продукции в совокупности с расширением географии продаж и развитием сети СБП обусловило рост этих расходов и снижение прибыльности еще почти на 1%.

Рост затрат на рекламу и маркетинг, обусловленный обострением конкурентной борьбы на рынке и неконтролируемым ростом цен на услуги рекламных агентств привел к снижению прибыльности еще примерно на 1%.

По результатам ежегодного исследования «Наиболее уважаемые компании мира», в пятый раз проводимого газетой Financial Times и аудиторской фирмой PriceWaterhouseCooper, «Балтика» по итогам 2002 года вошла в первую пятерку «уважаемых» российских компаний. При исследовании в расчет бралось множество характеристик компаний, начиная с их капитализации и кончая управлением экологическими процессами.

В ходе пятого ежегодного национального конкурса «Народная марка» компания «Балтика» в 2003 году в третий раз была признана потребителями лучшей маркой в номинации «пиво» и подтвердила свое лидерство в этой категории.