Пивовары консолидируют ИТ.

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», основным акционером которой является Baltic Beverages Holding AB (ВВН), объединяется с пивными заводами ОАО «Вена» (Санкт-Петербург) и ОАО «Пикра» (Красноярск), также принадлежащими ВВН. В ходе этого процесса планируется консолидация ИТ-ресурсов всех компаний.

Первым этапом стало объединение корпоративных сетей трех предприятий.

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» — одно из крупнейших пивоваренных предприятий в России и Восточной Европе. «Балтика» производит 36 сортов пива для экспорта в 38 стран мира. На долю компании приходится более 24% российского рынка пива. Согласно итогам первого полугодия 2005 года объем продаж компании вырос на 22,1% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Общий объем продаж компании за январь — июнь 2005 года составил 108,1 млн дал. В Белоруссии, Латвии, Молдавии, Украине, Казахстане и Киргизии действуют торговые представительства компании, в Германии — торговое предприятие Baltika Deutschland GmbH.

В составе «Балтики» пять заводов (в Петербурге, Ростове-на-Дону, Туле, Самаре и Хабаровске), солодовенный завод в Туле и ЗАО «Солодовенный завод Суфле Санкт-Петербург». На территории Российской Федерации работает более 30 сбытовых подразделений «Балтики». На данный момент единая корпоративная сеть «Балтики» связывает все заводы и подразделения в единое коммуникационное пространство. Корпоративная сеть «Балтики» является одной из наиболее развитых в России. В нее включены пять производственных филиалов и 22 сбытовых подразделения, всего 27 точек подключения. Географически они расположены по всей стране, от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Около трети площадок в собственности компании, остальные арендуются. Корпоративная сеть построена на технологии Frame Relay, строительство ее велось с 2000 года. Система авторизации пользователей, управление ресурсами, серверы, сетевое оборудование — производства Cisco Systems. Локальные сети заводов «Балтики» построены на оборудовании производства компании «3Com». Серверное оборудование и рабочие станции в основном производства НР. Услуги связи для «Балтики» по всей России предоставляет компания «Голден Телеком». У этого же провайдера «Балтика» арендует большую часть оптоволоконной сети. Также все перечисленные предприятия имеют единую автоматизированную систему документооборота на технологиях IBM Lotus Notes. На филиалах и заводах компании в общей сложности работают 47 ИТ-специалистов и еще по одному — на каждом региональном складе.

Завершить операционное объединение ОАО «Балтика» (Санкт-Петербург), ОАО «Вена» (Санкт-Петербург) и ОАО «Пикра» (Красноярск) ВВН планирует в 2006 году. Объединение предприятий в единую корпоративную сеть — первый крупный шаг на пути к слиянию. Сотрудники «Пикры» и «Вены» смогут пользоваться всеми основными сервисами корпоративной сети «Балтики». В частности, для них становятся доступными видеоконференц-связь и корпоративная телефония. Внедрение единого документооборота произойдет чуть позже. По словам руководителя службы ИТ ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Сергея Рабозерова, на «Пикре» и «Вене» есть свой штат квалифицированных ИТ-специалистов, там уже существует типовой набор ИТ-решений, которые гораздо проще объединить с «Балтикой», чем создавать с нуля. В частности, на «Пикре» и «Вене», как и на «Балтике», установлена корпоративная система «Монолит SQL», на основе которой и будет проводиться объединение. В дальнейших планах — постепенное приведение ИТ-структур заводов к единым стандартам. Также будут объединены маркетинг, дистрибуция и продажи трех компаний. Вопрос о юридическом слиянии будет решаться акционерами компаний, этот процесс более длительный, чем операционное слияние.

Аналогичный процесс слияния с «Балтикой» ожидает и АО «Ярпиво», также входящее в холдинг BBH. В настоящее время АО «Ярпиво» находится в процессе объединения с АО «Пивзавод Воронежский». Всего в странах СНГ и Балтии BBH контролирует 15 пивных предприятий.

Напомним, что «Балтика» занимает лидирующие позиции по развитию ИТ-структуры среди российских предприятий пищевой промышленности. На «Балтике» только за 2004 год внедрены автоматизированные системы управления контрактами и бюджетного контроля, автоматизированные системы управления цепочками поставок и планирования материальных ресурсов в составе корпоративной системы «Монолит SQL» разработки компании «Монолит-Инфо», в частности, начато внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM. Как сообщил Сергей Робозеров, стратегия предприятия в области информационных технологий основывается на долгосрочном партнерском сотрудничестве с ведущими российскими и международными компаниями: Microsoft, HP, IBM, Lexmark, Cisco, 3Com, «Диджитал Дизайн», «Ниеншанц» и др. Также в 2004 году установлена система управления централизованными продажами, произведен перевод значительной части внутреннего документооборота на безбумажные технологии на основе решений IBM Lotus Notes. В октябре 2004 года начато тестирование, а затем внедрение CRM-системы «Управление взаимоотношениями с покупателями», которая призвана облегчить работу многочисленных торговых представителей предприятия с клиентами «Балтики». В настоящее время в систему уже включено 50 торговых представителей в Санкт-Петербурге и 10 в Самаре. В ближайшем будущем число самарских мерчендайзеров, работающих в системе, возрастет до 50. С осени 2005 года проект начнет работать в Москве. В столице системой станут пользоваться порядка 100 мерчендайзеров.