Китайцы пьют питерское пиво

Пивоваренный завод Балтика — крупнейший и самый современный в Северной и Восточной Европе. В его орбиту входят 10 российских пивоварен, производящих такие популярные марки, как «Балтика», «Арсенальное», «Ярпиво», Tuborg, Carlsberg и др. Владельцем этого большого хозяйства является шведская компания Baltic Beverages Holding AB, которой принадлежит и латвийский Aldaris. Корреспондент побывал на заводе Балтика в Санкт-Петербурге во время традиционного пивного фестиваля.


В моде — легкие сорта
Строительная площадка будущего завода Балтика в конце 80-х годов (слева). А так выглядит предприятие сейчас. Завод-флагман компании занимает площадь 30 гектаров. Именно здесь, в индустриальной зоне города на Неве со звучным названием Парнас, производится пиво, которое впоследствии экспортируется в 42 страны мира, включая Балтию. Парнасский завод насыщает пивом также север России, Москву и Московскую область и целый ряд других регионов. Здесь же производится пиво и для китайского рынка — с иероглифическими надписями на этикетках и кольеретках.

«Согласно сложившейся культуре потребления в России и странах Балтии пьют в основном лагеры — легкие светлые сорта низового брожения. Поэтому мы и производим их больше всего», — рассказывает представитель пивоваренной компании Юрий Катунин. Эли и плотное темное пиво верхового брожения, входящие и в дистрибьюторскую корзину АО Aldaris, традиционно пользуются меньшим спросом. А продажи таких популярных сортов, как «Балтика» N 7 и N 3, в сезон могут расти более чем на 20%. Для сравнения: доля элей по Европе — меньше 8%.
Сейчас ОАО Балтика экспортирует 2/3 всего российского пива, но эта доля год от года увеличивается за счет новых брендов, купленных или разработанных питерскими пивоварами. Недавно, например, был приобретен один из лидирующих на питерском рынке брендов — пиво «Невское».

Культура потребления
Завод начинается с солодовой фабрики Суффле. Мощность фабрики — 110 тыс. тонн солода в год, что позволяет с запасом обеспечить нужды предприятия. Далее — сама пивоварня, где в котлах варятся разные сорта пива «Балтика» (популярные NN 3, 5, 7, безалкогольное 0), которые делают из пророщенного ячменя. Исключение составляет «Балтика пшеничная», которую варят из пророщенных зерен пшеницы.
У котлов жарко и пахнет хмелем, добавляемым в напиток как антисептик и для придачи горьковатого вкуса. Отдел брожения комбината — гигантский цех с белыми танками. Здесь особая, специально подобранная, культура дрожжей участвует в таинстве рождения напитка. Объем каждого танка — 350 куб. метров, это 700 тыс. полулитровых бутылок. Стенки цистерн охлаждены пропиленгликолем до 10-12 градусов по Цельсию: больше не надо, иначе в танке может начаться процесс неконтролируемого брожения. В результате которого получается т.н. зеленое пиво — ослиный, так сказать, неликвид.

«Тут бутылки движутся в три раза быстрее, чем скорострельность автомата Калашникова», — шутит Ю.Катунин, демонстрируя линию по розливу «Балтики» номер 7. Процесс бутилирования автоматизирован и контролируется на всех участках.
Компания Балтика недавно выпустила на рынок ЕС и России «Балтику Кулер», популярную в рижских магазинах. Этимология этого напитка (по вкусу похожего на платиновый «Тинькофф», но намного дешевле) восходит и к слову cool (прохлада). Для сезонного молодежного дринка это неплохой брендинг.

Склад готовой продукции этого питерского ОАО занимает площадь в 10 тыс. кв.метров. Штабеля палет с разными марками в пластиковой РЕТ-таре, в бочонках, кеглях и стекле развозятся к ж/д и автопогрузочным площадкам. Дальше уже дело экспедиторов и дистрибьюторов продукции. Для стран со сравнительно небольшим рынком потребления слабоалкогольных напитков используются автоперевозки. Для таких государств, как почти полуторамиллиардный Китай, — железнодорожные поставки.

Журналисты из Молдавии и Азербайджана говорят: при невысоких закупочных ценах на вино (от 30 евроцентов за литр молодого вина) оно стоит почти в одной нише с ячменным напитком. При этом рост потребления вина незначителен по сравнению с пивом: нет культуры потребления. Рост же пивного рынка в России за первые два месяца этого года составил 17% — это 13, 4 млн. гектолитров. Штрих: традиционный питерский пивной фестиваль открывала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Которая, как известно, далека от потребления слабоалкогольных напитков, но не от формирования городского бюджета, в который ОАО Балтика ежегодно отдает около 8% своих доходов.