Самарские компании против повышения акцизов на пиво

Вчера в конференц-зале Аппарата Правительства Самарской области ГУ Самарской области «Самарский региональный ресурсный центр» прошла пресс-конференция, посвященная планирующемуся повышению акцизов на пиво. Свою позицию высказали представители крупнейших пивзаводов губернии — самарского филиала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» и ОАО «Жигулевское пиво» — и их партнеры.

25 августа Министерство финансов РФ опубликовало проект изменений в налоговый Кодекс Российской Федерации, определивший новые акцизные ставки на 2010-2012 годы. Согласно законопроекту, акцизы на пиво будут повышены в три раза (на 200%), на крепкий алкоголь — на 10%.

По убеждению участников пресс-конференции, такое резкое увеличение акцизов на пиво приведет к тому, что крепкий алкоголь станет намного доступнее населению. Учитывая особенности национального пристрастия к крепким напиткам, можно предположить, что такое положение цен на рассматриваемые продукты станет причиной «поворота» потребителей к более крепким напиткам и спровоцирует рост продаж «дешевой» (зачастую — контрафактной) водки и алкогольных суррогатов. Более того, такая тенденция уже наблюдается: по данным маркетингового агентства «Бизнес-Аналитика», уже за 5 месяцев 2009 года на фоне падения продаж пива потребление дешевой водки в России выросло на 21%. Дмитрий Беляков, учредитель дистрибьюторской компании «Гамма сервис ББХ», добавил, что доля подобного продукта на российском рынке крепкого алкоголя и сегодня достаточно высока. Наиболее угрожающей, по мнению эксперта, ситуация выглядит в сельской местности, где контроль над продажей алкоголя недостаточен.

По общему мнению экспертов, Россия должна бороться с алкоголизацией нации, но делать это продуманно, внимательнее изучив западный опыт.

— Резкое увеличение акцизов не решит задачи борьбы с алкоголизмом, но больно ударит по пивоваренным предприятиям, которые являются крупными региональными налогоплательщиками, — сказал Алексей Ильин. — Только наша компания за 6 месяцев 2009 года заплатила в бюджет региона свыше 1 миллиарда рублей. Эффективность сборов акцизов в нашей отрасли тоже чрезвычайно высока — 99,8%. Но если мы будем вынуждены сократить производство, бюджет не спасет даже троекратное повышение акцизов.

Партнеры пивоваренных компаний рассказали еще об одной проблеме: возможный скачок цен и, как следствие, падение спроса на продукцию пивоваров станет причиной сокращения рабочих мест в смежных отраслях. Без работы рискуют остаться производители тары, предприятия АПК, работники транспортных и логистических компаний. По словам Оксаны Опариной, начальника отдела по работе с клиентами ООО «Самара Транс Групп», и Вячеслава Якушкина, директора ООО «Логиком-Поволжье», более 50% оборота их компаний составляют заказы «Балтики». Если падение рынка примет еще большие масштабы (за первое полугодие 2009 года рынок сократился более чем на 7%), партнеры пивоваров будут вынуждены отправлять своих работников в бессрочный отпуск или вовсе сокращать. Согласно общероссийской статистике, каждый сотрудник пивоваренной отрасли создает 10-12 рабочих мест в смежных отраслях, поэтому социальные последствия троекратного повышения акцизов могут оказаться весьма серьезными.

Подводя итог, руководители пивоваренных заводов подчеркнули, что они полностью поддерживают инициативу президента РФ Дмитрия Медведева, призвавшего бороться с алкоголизмом, и даже предложили свой сценарий антиалкогольной кампании. Мнение коллег обобщил Владимир Яук, генеральный директор ОАО «Жигулевское пиво». По его словам, нужно не только устанавливать акцизы на пиво и крепкий алкоголь в «европейских» пропорциях, но и активно пропагандировать здоровый образ жизни, особенно среди молодежи. Только решая задачу в комплексе, без перегибов в одну отрасль, можно добиться эффективных мер и избежать ошибок прошлых антиалкогольных кампаний.