Инвестиции

Беларусь все более отдаляется от России в экономическом развитии. Об этом весьма недвусмысленно говорят и ухудшившиеся отношения государственных лидеров, и разительные отличия в подходе к иностранным инвестициям. Вожделенные 400 млн долларов иностранных инвестиций, которые президент Лукашенко обязал правительство Геннадия Новицкого привлечь в этом году в экономику Беларуси, похоже, так и останутся несбывшейся мечтой. Тем временем Россия, из которой, собственно, пока в основном и планируется привлекать эти инвестиции, стремительно приближается к вступлению в ВТО.

Впрочем, и в России пока не все так гладко. В частности, только сейчас уровень акций и объемы продаж многих российских компаний возвращаются на докризисный уровень. Тем не менее, несмотря на то, что в абсолютном денежном выражении по многим параметрам Россия только еще догоняет саму себя образца 1998 года, это уже совсем другая страна — с другой экономикой, другим государственным подходом к наполнению бюджета и другими масштабами крупного бизнеса.

Главный этап интеграции России в мировую экономику — вступление в ВТО — уже не за горами. Сегодня многие российские компании уже демонстрируют высокую конкурентоспособность на международном уровне. Их усилия, направленные на интеграцию российской экономики в мировую, не остаются не замеченными государством.

Недавно в России состоялось вручение очередной премии «Лучший экспортер». Эту премию получают компании, которые производят в России лучшие товары, способные конкурировать на внешних рынках. В этом году приз достался петербургской «Балтике» за усилия компании по наращиванию экспорта пива за рубеж. В прошлом году экспорт продукции «Балтики» в страны дальнего зарубежья составил 41 млн литров. В соотношении с общим объемом выпущенного «Балтикой» за год пива эта цифра представляет собой лишь 3%. Однако то, что для «Балтики» 3%, для других российских пивоваренных компаний — добрых 10, а то и 20. Для сравнения можно привести общий объем потребления пива белорусским рынком: он составляет примерно 300 млн литров в год. При этом отечественные производители все вместе не могут обеспечить и половины этого объема — недостаток восполняют российские и украинские производители, и прежде всего — та же «Балтика».

За что правительство России вручило «Балтике» премию «Лучший экспортер», становится понятно из стратегии компании. В 2000 году доля продукции, поставляемой на экспорт, составляла лишь один процент от общего объема выпуска пива, через год — уже 3%, а к 2007 году планируется, что это будет 10%. Учитывая, что рынок пива в России растет в год на 15-20% и ежегодно еще быстрее растут объемы выпуска янтарного напитка лидером рынка «Балтикой», в абсолютных цифрах экспортное развитие петербургской компании впечатляет. Уже работает представительство в Гамбурге, уже выпускается российское пиво в странах входящих в ВТО (проект с латвийским «Алдарисом» по лицензионному выпуску в Риге пива «Балтика Пшеничное» и «Балтика Легкое»). Очевидна экспансия «Балтики» на внешние рынки, которая, впрочем, только начинается.

Экспортное развитие компании идет путем строительства новых производственных баз-плацдармов на границах с основными стратегическими рынками. Значение минского завода «Криница» для «Балтики» понятно: это весь рынок Западной и Центральной Европы плюс рынок стран Балтии, Беларуси и Украины. Однако этот проект, пока буксующий и отложенный, не единственный: сейчас в Хабаровске завершается строительство нового завода «Балтики», который станет плацдармом российской пивоваренной компании в развитии экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Этот рынок для пивоваров сейчас считается одним их самых перспективных. Он находится в бурном развитии. Преимущества его освоения очевидны: помимо большого количества населения, это принадлежность практически всех стран к ВТО. Следовательно, «Балтика» получает возможность работать по правилам, принятым в ВТО, и на равных конкурировать с крупнейшими мировыми производителями.

Еще один новый проект петербуржцев на первый взгляд имеет малое отношение к экспорту. Это строительство нового пивзавода в Самаре. Однако не следует сбрасывать со счетов и огромный внешний рынок — Казахстан. К Поволжью он географически близок, а по емкости более чем перспективен. Если посмотреть на общую картину развития «Балтики», очевидно, что после появления новых заводов в Хабаровске, Минске и Самаре «Балтика» становится одной из крупнейших в Европе пивоваренных компаний. Кроме того, самарский завод, который расположен в самом сердце России — в центре Поволжья, — существенно облегчает доставку пива «Балтика» в этот крупный регион. Следовательно, завод в Санкт-Петербурге теперь может сосредоточиться на экспортных поставках в выгодных скандинавском и прибалтийском направлениях.

По результатам 2001 года «Балтика» занимала 7-е место в Европе по объемам производства пива, при этом объемы продаж пива брэнда «Балтика» были четвертыми в Европе. После приобретения одним из крупнейших в Европе пивоваренных концернов Scottish & Newcastle части акций холдинга BBH, владеющего основным капиталом «Балтики», крупнейшая российская пивоваренная компания имеет все шансы войти в пятерку, а затем и в тройку лидеров европейского пивного рынка. BBH имеет на российском рынке самые сильные позиции. Ему принадлежат, помимо «Балтики», пивоваренные компании «Вена», «Ярпиво», «Пикра», «Золотой Урал».

Учитывая рост объемов выпуска и введение в эксплуатацию трех новых заводов (их стартовые мощности в сумме составят 350 млн литров пива в год), можно смело сказать, что российского рынка «Балтике» уже в этом году будет мало. Заводы в Самаре и Хабаровске запускаются в следующем году, пуск минского завода может быть осуществлен и раньше, поскольку на днях стало известно, что белорусское правительство готово передать «Балтике» свой вариант инвестиционного соглашения.

Разумеется, ближайшее направление экспортного развития — страны СНГ. Однако в стратегическом плане «Балтике» куда интереснее рынки стран дальнего зарубежья. Имея репутацию европейской компании, «Балтика» может стать первым мировым брэндом российского происхождения.

Наличие в России компаний, способных конкурировать на развитых европейских рынках уже сейчас, когда Россия только готовится к вступлению в ВТО и игре по общеевропейским, а не неким усложенным, «специальным» правилам, — главное отличие российской экономики от белорусской. Увы, в том виде, в котором существуют сейчас крупные белорусские предприятия — с государственными контрольными пакетами акций и выраженной опаской в отношениях с инвесторами — особых перспектив развития они не имеют. Россияне же постепенно начинают терять интерес к белорусским предприятиям — теперь им выгоднее построить нечто с нуля, но у себя в России, где предсказуемы действия властей и где крупный бизнес поддерживается государством.