Европейская ставка «Балтики»

Информация о том, что российская пивоваренная компания «Балтика» все же получит 51% акций минского пивзавода «Криница», означает, что главное условие петербургской компании белорусская сторона намерена выполнить. На «Балтике» ситуацию оценивают оптимистично, хотя пока и не готовы назвать сроки проведения окончательных переговоров.

«Краткая история» проекта «Балтики» в Минске выглядит совсем уже не краткой — она насчитывает без малого полтора года. Все началось еще в марте 2001 года, когда Александр Лукашенко лично дал Таймуразу Боллоеву гарантии под этот инвестиционный проект. Первая очередь реконструкции должна была завершиться еще полгода назад — к 1 марта 2002 года. А еще раньше — в декабре — планировался выпуск дополнительной эмиссии акций предприятия с целью передачи «Балтике» пакета «50% + 1 акция». Однако этого не произошло, и работы на «Кринице» были приостановлены.

Что может произойти за полтора года? Для «Балтики» это — огромный срок. Достаточно вспомнить, что полтора года назад еще не было уложено ни одного камня в фундаменты двух новых заводов компании в Хабаровске и Самаре. А сейчас идет активное строительство этих предприятий: хабаровское стартует уже весной следующего года, самарское — в начале 2003 года. Пока в Минске идут сложные разбирательства по «Кринице», «Балтика» ведет строительство еще двух заводов с нуля. Примечательно, что хабаровское предприятие аналогично по мощности минскому после запланированной реконструкции — 10 млн дал пива в год, а самарское будет иметь мощность 15 млн дал в год.

«Балтика» продолжает укрепляться, несмотря на то, что уже является безоговорочным лидером российского пивного рынка. Теперь главный приоритет в развитии — наращивание экспорта за рубеж. Именно экспорт был темой недавней беседы президента РФ Владимира Путина с президентом «Балтики» Таймуразом Боллоевым. Характерно, что Боллоев на этой встрече выступал от лица всей российской пищевой промышленности. Таким образом очевидно, что сейчас в России государство делает ставку на мощный промышленный бизнес, в том числе и на пивоваренный.

Экспортное развитие «Балтика» начала недавно — в 2000 году. По результатам 2000 года доля экспорта продукции составила 1% годового объема выпуска компании. Сегодня это — более 40 млн литров в год.

Самые перспективные рынки для «Балтики» — страны Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и среднеазиатские государства СНГ. Если спроецировать эти три направления на точки строительства новых заводов компании, то станет очевидно, что все они ориентированы на экспорт. Хабаровское предприятие — это удобный выход на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. То, что практически все эти страны являются членами ВТО, улучшает шансы развития «Балтики» на их рынках, т.к. Россия готовится вступить в ВТО в ближайшее время, а значит, получит равные права с другими крупнейшими поставщиками пива.

Рынки таких стран, как Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, также очень перспективны для пивоваров. Потребление пива там растет, а брэнд «Балтика» достаточно хорошо известен. Поэтому значительная часть продукции самарского завода «Балтики» будет экспортироваться в эти государства. Наконец, минский завод. Это самое престижное и одновременно самое трудное направление экспорта «Балтики» — страны Центральной и Западной Европы, Украина и государства Балтии. Несмотря на то, что конкуренция пивоваров на европейском рынке очень высока, «Балтика» намерена заняться освоением Европы. Для этого есть необходимые основания: с недавнего времени половиной капитала главного акционера «Балтики» — холдинга BBH — владеет третья по объемам выпуска пива в Европе компания Scottish & Newcastle, тогда как вторая половина BBH принадлежит не менее известной Carlsberg. Вложив деньги в крупнейший российский брэнд, пивовары из Европы заинтересованы в его продвижении на европейские рынки. Тем более что уже сейчас брэнд «Балтика» выходит на второе место по объемам продаж в Европе. «Более благоприятные условия инвестирования, высвобождение инвестиционных средств позволят российским предприятиям занять твердое положение на внутреннем рынке уже сегодня. Завтра, после вступления России в ВТО, предприятия, воспользовавшиеся такой возможностью и повысившие уровень качества своей продукции до мирового, смогут надежно закрепиться на международном рынке, способствуя экономическому росту страны и повышению уровня жизни всего населения России» — так очертил стратегическое направление развития российского пищепрома Таймураз Боллоев в разговоре с Владимиром Путиным. Белорусский проект вполне укладывается в эту стратегию.